Элективные курсы

НРМОБУ «Каркатеевская средняя общеобразовательная школа»


Принято                                                                                                  
на заседании НМС                                                                               
Протокол №  ___                                                                                   
от «     » ___________2013                                                                                    
  


Программа
элективного учебного курса
«Сталинская модернизация СССР».
для учащихся 11 класса



                                                      образовательная область: обществознание;
                                  учебная дисциплина: история;
 вид программы: общеобразовательная;
модифицированная
                                     ступень образования – 3 ступень.
                     Составитель: Швецов Э. В.
               учитель истории









пос. Каркатеевы
2013
Содержание
  1. Пояснительная записка                                                                    стр. 3-4
  2. Содержание программы                                                                  стр. 5
  3. Учебно-тематический план                                                                          стр. 6-9
  4. Планируемый результат                                                                   стр. 10
  5. Аппарат контроля                                                                             стр. 10-11
  6. Методические рекомендации                                                          стр. 11-12
  7. Организация учебного процесса                                                     стр. 12
  8. Литература                                                                                         стр. 13
             Приложения                                                                                                       стр. 14-24

























Пояснительная записка.
          Личность И.В. Сталина и оценка его деятельности являются одним  из самых сложных вопросов отечественной истории. В последние десятилетия наблюдается явный перекос в сторону негативного освещения той эпохи. В средствах массовой информации регулярно появляются материалы о массовых репрессиях, о культе личности, о планах вторжения СССР в Европу и т.д. В результате  молодое поколение россиян получает готовое поверхностное и необъективное представление о сталинском периоде в истории нашей страны. Эту проблему сложно решить в рамках школьной программы по отечественной истории, как  в связи небольшим объемом часов выделяемых на тему, так  и в связи с несовершенством учебной литературы.
          Элективный курс  «Сталинская модернизация СССР» основан на привлечении широкого круга различных источников: документы, воспоминания современников, фото- кино-, аудиоматериалов позволяющих образно и наглядно представить ход событий и выработать собственную позицию на роль Сталина в истории нашей страны. Курс предназначен для учащихся 11 класса, имеющих определенные навыки в изучении истории, желающих расширить свои знания и подготовиться к ЕГЭ. Программа курса носит  межпредметный характер и основана на знании истории, экономики, политологии и социологии. Курс рассчитан на 35 часов и состоит из шести разделов:
1. И.В. Сталин: основные этапы биографии. В этом разделе познакомятся с подробной биографией И.В.Сталина, узнают основные черты его личности и основные направления его внутренней политики.
2. Индустриализация и коллективизация. В этом разделе учащиеся через работу с историческими источниками и научно-популярной литературой выявят причины, цели и результаты политики индустриализации и коллективизации.
3. Становление тоталитарной системы в СССР. В этом разделе учащиеся через работу с историческими источниками и научно-популярной литературой выявят причины возникновения тоталитарного режима в СССР и его характерные черты.
4. Социальная структура советского общества. В этом разделе учащиеся определят изменения в социальной структуре советского общества и причины, вызвавшие эти изменения.
5. Духовная жизнь советского общества. В этом разделе учащиеся узнают о политики Сталина в духовной сфере.
6. Оценки личности и деятельности И.В.Сталина. В этом разделе учащиеся сформулируют собственную позицию на роль Сталина в истории нашей страны.

Ведущая идея: познание исторических закономерностей в событиях и явлениях.

Цель курса: сформировать у учащихся собственную аргументированную позицию  на роль Сталина в истории нашей страны.
Задачи:
- расширение знаний учащихся об изучаемой эпохе.
- развитие интеллектуальных и практических умений в области работы с дополнительной литературой и  историческими источниками
-  формирование умения написания эссе.

Основные виды занятий: урок-лекция, урок-семинар, урок-викторина.

Формы итоговой работы:
- написание учащимися эссе на тему: Роль Сталина в истории нашей страны





















Содержание программы
Тема № 1 И.В. Сталин: основные этапы биографии (10 часов).
Происхождение и семья. Образование. Начало революционного пути. Черты личности. Гражданская война. Борьба за власть. Модернизация страны. Великая Отечественная война. Восстановление страны. Оценки современников и историков.
Тема № 2 Индустриализация и коллективизация (4 часа).
Курс на создание плановой экономической системы. Централизация хозяйственной жизни. Разработка и принятие пятилетних планов. Индустриализация. Решение проблемы финансирования. Стройки первых пятилеток. ВПК в экономике. Курс на создание закрытой экономической системы. Первые итоги индустриализации, цена успехов. Причины, цели и способы проведения коллективизации. Репрессии в отношении крестьян. Результаты и последствия сплошной коллективизации.
Семинар № 1. Индустриализация: цели и итоги.   
Семинар № 2. Коллективизация: репрессии против крестьян.
Тема № 3 Становление тоталитарной системы в СССР (5 часов).
Формирование тоталитарного режима. Признаки советской тоталитарной системы. Ликвидация партийной оппозиции  Массовые репрессии. Политические судебные процессы. Культ личности Сталина. Возрастание органов НКВД в системе органов государственной власти. ГУЛАГ. Последствия репрессивной политики. Конституция 1936 года. Общественные организации в СССР как проводники партийной политики. Национальная политика.
Семинар № 3 Становление тоталитарной системы в СССР
Тема № 4 Социальная структура советского общества (6 часов).
Становление советской социальной структуры. Первая волна русской эмиграции. Номенклатура. Система льгот и привилегий. Формирование советской интеллигенции. Рабочий класс. Стахановское движение. Колхозное крестьянство. Спецконтингент.
Семинар № 4 Количественные и качественные изменения в социальной структуре
Семинар № 5 Социальный портрет советской номенклатуры.
Тема № 5 Духовная жизнь советского общества (5 часов).
Идеологизация общественной жизни в 20-30-е годы. Борьба с религиозным мировоззрением и инакомыслием. Социалистический реализм как официальное художественное направление. Искусство и литература на службе политическому режиму. Репрессии против творческой интеллигенции.
Семинар № 6 Социалистический реализм.


Учебно-тематический план элективного курса Сталинская модернизация СССР.
№  занятия

Дата

Тема занятия:


Точки контроля

Виды контроля
Содержание
Виды деятельности учащихся


Введение (1 час).
1

Личность Сталина в оценках историков и современников



Тема № 1: И.В. Сталин: основные этапы биографии (10 часов).



2 - 10


Основные этапы биографии Сталина: Легенды и правда.

Составление конспекта лекции


Умение составлять конспект лекции


Рефлексивный анализ

11.


Интеллектуальная игра: Умники и умницы


Знание основных событий биографии
наблюдение

Тема № 2 Индустриализация и коллективизация (4 часа).



12.



Итоги НЭПА
Варианты развития страны.


Составление конспекта лекции

Знание причин индустриализации и коллективизации

мини-тесты

13.



Индустриализация


Работа с документами

Умение работать с историческими источниками
Знание сути индустриализации

мини-тесты

14.











Коллективизация.





Работа с документами



Умение работать с историческими источниками
Знание причин и сути коллективизации



мини-тесты




15.



Итоги форсированного
рывка


Подборка материалов для слайдовой презентации


Умение выделять главные,
существенные черты исторических событий и явлений

Рефлексивный анализ

Тема № 3 Становление тоталитарной системы в СССР (5 часов)

16.


Тоталитаризм как явление мировой истории


Работа с текстом учебника

Знание причин возникновения и сути тоталитарных режимов.


Рефлексивный анализ


17.


Советская тоталитарная система


Составление конспекта лекции


Представление о сущности советской модели тоталитаризма

мини-тесты


18-19.



Репрессии 30-х


Составление конспекта лекции
Подготовка сообщений


Знание причин, сущности и итогов репрессий

мини-тесты


20.











Сила и слабость советского режима




Подборка материалов для слайдовой презентации


Умение выделять главные,
существенные черты исторических событий и явлений.


Рефлексивный анализ




Тема № 4 Социальная структура советского общества (6 часов).

21-22.





Социальная структура советского общества

Составление конспекта лекции
Подготовка сообщений


Знание советской социальной структуры

Рефлексивный анализ

23.




Первая волна русской эмиграции
Составление конспекта лекции
Подготовка сообщений


Знание понятия первая волна русской миграции

мини-тесты


24.




Социальный портрет советской номенклатуры и спецконтингента
Составление социального
портрета по заданным характеристикам

Умение составлять по заданным характеристикам социальный портрет

мини-тесты


25.





Социальная система в 30-е г

Подборка материалов для слайдовой презентации

Умение выделять главные,
существенные черты исторических событий и явлений.


Рефлексивный анализ

Тема № 5 Духовная жизнь советского общества (5 часов).

26-27.





Социалистический реализм.


Составление конспекта лекции
Работа с документами


Знание сущности понятия социалистический реализм


Рефлексивный анализ



28.




Советское кино.


Просмотр видеоматериалов
Знание сущности понятия социалистический реализм
мини-тесты


29.


Достижения советской науки.



Подготовка сообщений

Знание основных деятелей науки и их достижения
мини-тесты


30.


Тоталитарная культура.

Подборка материалов для слайдовой презентации


Умение выделять главные,
существенные черты исторических событий и явлений.

Рефлексивный анализ


Тема № 6 Оценка личности и деятельности (4часа).

31-35

Оценка личности и деятельности И.В. Сталина
Подготовка и представление эссе

Умение излагать оценки событий и личностей.
Рефлексивный анализ








Планируемые результаты
После изучения элективного курса учащиеся должны
уметь:
-     сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и обобще­ния, пользоваться справочной и дополнительной литера­турой;
-     организовывать свой учебный труд;
-     составлять и использовать алгоритмы в практической деятельности;
-  ставить и решать познавательные проблемы;
-  выявлять предпосылки, анализировать цели и результаты деятельности исторических личностей;
- объяснять исторические факты;
- сопоставлять различные суждения;
- анализировать текстовые источники;
        У учащихся посещающих элективный курс  значительно возрастает интерес к истории России, вырабатывается отношение к истории как способу понимания современности.

Аппарат контроля
В процессе освоения учащимся общеобразовательной программы элективного курса оценивается степень его обученности и рост личностного развития.
Мониторинг результатов обучения учащегося по общеобразовательной программе элективного курса проводится по показателям степени обученности в рейтинговой системе (приложение 1).
С целью выявления уровней обученности предлагается следующая градация:
-           различение, распознавание (уровень знакомства);
-           запоминание (неосознанное воспроизведение);
-           понимание (осознанное воспроизведение);
-           элементарные умения и навыки (репродуктивный уровень);
-     перенос (творческий уровень).
При мониторинге личностного развития учащегося в процессе освоения им общеобразовательной программы элективного курса являются следующие оцениваемые параметры:
-       организационно-волевые качества;
-       ориентационные качества;
-       поведенческие качества (приложение 2).
Определены критерии оценки, степень выраженности оцениваемого качества, возможное количество баллов, методы диагностики.
Мониторинг результатов обучения, динамики личностного развития каждого учащегося (в баллах, соответствующих степени выраженности измеряемого качества) проводится в начале и в конце изучаемого курса (приложение 3).
Промежуточный контроль достижений учащихся осуществляется через наблюдение активности на занятии, анализ результатов выполнения задания, тестирование. Для оценки деятельности учащихся используются алгоритмы: памятка для анализа текстового источника, памятка для написания эссе (приложение 4).
По завершении курса на последнем занятии учащиеся представляют и защищают эссе «Роль Сталина в российской истории».

Методические рекомендации.
Введение.
На первом занятии учащиеся знакомятся с общей структурой курса, его содержанием. Обсуждение с учащимися возможных тем самостоятельных (или коллективных) выступлений на семинарах, форм представления материала и критериев его оценки.
Тема 1. И.В. Сталин: основные этапы биографии.
Тема 1 изучается с помощью слайдовой презентации. На лекциях учащиеся знакомятся с жизнедеятельностью И.В. Сталина и оценками современников и историков.
Интеллектуальная игра «Умники и умницы».
Тема 2. Индустриализация и коллективизация.
На лекции учащиеся узнают о причинах содержании и результатах индустриализации и коллективизации.  На последующих семинарских занятиях организована работа с различными историческими источниками по теме. На заключительном занятии темы учащиеся представляют свою презентацию по изученному вопросу.
Семинар № 1. Индустриализация: цели и итоги.   
Семинар № 2. Коллективизация: репрессии против крестьян
Тема 3. Становление тоталитарной системы в СССР.
На лекции учащиеся узнают о причинах возникновения и признаках советской тоталитарной системы. На последующих семинарских занятиях организована работа с различными историческими источниками по теме. На заключительном занятии темы учащиеся представляют свою презентацию по изученному вопросу.
Семинар № 3 Становление тоталитарной системы в СССР

Тема 4.  Социальная структура советского общества.
На лекции учащиеся узнают о социальной структуре советского общества. На последующих семинарских занятиях организована работа с различными историческими источниками по теме. На заключительном занятии темы учащиеся представляют свою презентацию по изученному вопросу.
Семинар № 4 Количественные и качественные изменения в социальной структуре
Семинар № 5 Социальный портрет советской номенклатуры.
Тема 5. Духовная жизнь советского общества.
На лекции учащиеся узнают о сталинской политики в области культуры . На последующих семинарских занятиях организована работа с различными историческими источниками по теме. На заключительном занятии темы учащиеся представляют свою презентацию по изученному вопросу.
Семинар № 6 Социалистический реализм.
Тема 6.  Оценка личности и деятельности.
На заключительных занятиях учащиеся представляют свои эссе на тему И.В.Сталин в истории нашей страны.
«Круглый стол». На нем целесообразно провести обсуждение содержания данного курса, форм его проведения, выслушать предложения и пожелания учащихся или провести итоговое тестирование.

Организация учебного процесса
Занятия курса проводятся один раз в неделю.
Уроки формирования новых знаний конструируются в формах:
·         урок-лекция;
·         мультимедиа-урок;
·         проблемный урок;
Урок обучения умениям и навыкам предусматривает формы:
·         урок-практикум;
·         урок-семинар;
·         комбинированный урок;
Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений, возможно, проводить в следующих формах:
·         деловая игра;
·         урок «круглый стол»;
·         урок-диспут;
Литература для учащихся:
1. А.А. Данилов Л.Г. Косулина «История России ХХ век». М., Просвещение 2000
2. А.А. Данилов Л.Г. Косулина «Рабочая тетрадь по истории России». М., Просвещение 1998. выпуск 2
3. Хрестоматия по истории России ХХ век. М., Просвещение 1998
4. В.А. Торчинов, А.М. Леонтюк «Вокруг Сталина: историко-биографический справочник» СПб Филологический факультет Санкт-Петербургского университета 2000
5. Ю. Бореев Сталиниада. Рига Паритет 1990

Литература для учителя:
1.Историки спорят. Сборник статей. М.,Политиздат 1989
2. Тоталитарный режим в СССР: теория, споры, реальность. ПИШ 2001 № 2, стр. 24.
3. Советские вожди о себе и в воспоминаниях современников. ПИШ 2001 № 4, стр. 26
4. Что читал Сталин. ПИШ 2002 № 7-8, стр. 33.
5. Так что же сказал Сталин 5 мая 1941 года? ПИШ 2001 № 5, стр. 17
6. Сталин в первые дни войны. ПИШ 2002 № 6, стр. 36.
7. Ю. Бореев Сталиниада. Рига Паритет 1990
8. В.А. Торчинов, А.М. Леонтюк «Вокруг Сталина: историко-биографический справочник» СПб   
    Филологический факультет Санкт-Петербургского университета 2000
9. А.А. Данилов Л.Г. Косулина Поурочные разработки к учебнику «История России ХХ век». 
    М., Просвещение 2000











Приложение 1
Т а б л и ц а 1
Мониторинг результатов обучения   учащегося
по общеобразовательной программе элективного курса
Десятибалльная
шкала
Основные показатели
степени обученности учащихся
Обученность
Уровень
«1»
Очень слабо
Присутствовал на занятии, слушал, смотрел, записывал под диктовку учителя и товарищей, переписывал с доски и т.п.
Около 1%

Различение,
распознование
(уровень
знакомства)

«2»
Слабо
Отличает какой-либо  процесс, объект и т.п. от их аналогов только тогда, когда ему их предъявляют в готовом виде.
2 – 4%

«3»
Посредственно
Запомнил большую часть текста, правил, определений, формулировок, законов и т.п, но объяснить ничего не может (механическое запоминание
5 9%
Запоминание
(неосознанное
воспроизведение)
«4»
Удовлетворительно
Демонстрирует полное воспроизведение изученных пра­вил, законов, формулировок, математических и иных формул и т.п., однако, затрудняется что-либо объяснить
10 16%
«5»
Недостаточно
хорошо
Объясняет отдельные положения усвоенной теории, иногда выполняет такие мыслительные операции, как анализ и синтез
17 – 25%

Понимание
(осознанное
воспроизведение)
«6»
Хорошо
Отвечает на большинство вопросов по содержанию теории, демонстрируя  осознанность усвоенных теоретических знаний, проявляя способность к самостоятельным выводам и т.п.
26 36%

«7»
Очень хорошо
Четко и логично излагает теоретический материал, свободно владеет понятиями и терминологией, способен к обобщению изложенной теории, хорошо видит связь теории с практикой, способен применить в простых случаях
37 49%

Элементарные
умения
и навыки
(репродуктивный уровень)
«8»
Отлично
Демонстрирует полное понимание сути изученной теории и применяет ее на практике легко и не особенно задумываясь. 
Выполняет почти все  практические задания, иногда допуская незначительные шибки сам их исправляя
50 64%

«9»
Великолепно
Легко  выполняет практические задания на уровне переноса, свободно оперируя  усвоенной теорией в практической деятельности
65 81%
Перенос
(творческий
уровень)
«10»
Прекрасно
Оригинально, нестандартно применяет полученные знания на практике, формируя самостоятельно новые умения на базе полученных ранее знаний и сформирован­ных прежде умений и навыков
82 100%




















Приложение 2
Т а б л и ц а 2
Мониторинг личностного развития учащегося в процессе освоения им
общеобразовательной программы элективного курса
Показатели (оцениваемые параметры)
Критерии
Степень выраженности
оцениваемого качества
Возможное
кол-во баллов
Методы диагностики
1.    Организационно-волевые качества:
1.1. Терпение
Способность  переносить (выдерживать) известные нагрузки в течение определенного времени, преодолевать трудности
-терпения хватает меньше чем на ½ занятия;
-терпения хватает больше чем на ½ занятия;
-терпения хватает на все занятие

1

5
10
Наблюдение
1.2. Воля
Способность активно побуждать себя к практическим действиям
-волевые усилия ребенка побуждаются извне;
-иногда – самим ребенком;
-всегда – самим ребенком

1
5
10
Наблюдение
1.3. Самоконтроль
Умение контролировать свои поступки (приводить к должному свои действия)
-ребенок постоянно действует под воздействием контроля извне;
-периодически контролирует себя сам;
-постоянно контролирует себя сам

1
5
10
Наблюдение
2. Ориентационные качества:
2.1. Самооценка
Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям
-завышенная;
-заниженная;
-нормальная
1
5
10
Анкетирование
2.2. Интерес к занятиям в детском объединении
Осознанное участие в освоении образовательной программы
-интерес к занятиям продиктован извне;
-интерес периодически поддерживается самим ребенком;
-интерес самостоятельно поддерживается ребенком самостоятельно

1

5

10
Тестирование
3. Поведенческие качества:
3.1. Конфликтность (отношение к столкновению интересов (спору) в процессе взаимодействия)
Способность занять определенную позицию в конфликтной ситуации
-периодически провоцирует конфликты;
-сам в конфликтах не участвует, старается их избежать;
-пытается самостоятельно уладить возникающие конфликты

0

5

10
Тестирование, метод
незаконченного предложения
3.2. Тип сотрудничества (отношение к общим делам детского объединения)
Умение воспринимать общие дела как свои собственные
-избегает участия в общих делах;
-участвует при пробуждении извне;
-инициативен в общих делах.

0
5
10
Наблюдение


















Приложение 3
Т а б л и ц а 3
Мониторинг результатов обучения, динамики личностного развития учащегося по образовательной программе элективного курса
(в баллах, соответствующих степени выраженности измеряемого качества)

Ф.И.О. педагога _____________________________
Класс                   _____________________________                                           

   Фамилия
            ученика                               





Показатели


















Итого

1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1.Теоретическая
подготовка ребенка:
1.1.Теоретические знания


























1.2.Владение специальной терминологией


























2.Практическая подготовка
ребенка:
2.1.Практические умения и навыки, предусмотренные программой


























2.2.Владение специальным оборудованием и оснащением


























2.3.Творческие навыки


























3.Общеучебные умения и навыки ребенка:
3.1.Учебно-интеллектуальные умения:
- умение подбирать и анализировать специальную литературу;


























- умение пользоваться компьютерными источниками информации;


























- умение осуществлять учебно-исследовательскую работу.


























3.2.Учебно-коммуникативные умения:
- умение слушать и слышать педагога;


























- умение выступать перед аудиторией;


























- умение вести полемику, участвовать в дискуссии.


























3.3.Учебно-организационные умения и навыки:
- умение организовать свое рабочее (учебное) место;


























- навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности;


























- умение аккуратно выполнять работу


























4.Предметные достижения учащегося:
- на уровне курса по выбору;


























- на уровне школы – по линии дополнительного образования;


























- на уровне района;


























- на уровне округа


























5.Организацонно-волевые качества:
5.1.Терпение.


























5.2.Воля.


























5.3.Самоконтроль.


























6.Ориентационные качества:
6.1.Самооценка;


























6.2.Интерес к занятиям на курсе по выбору.


























7. Поведенческие качества:
7.1.Конфликтность.


























 7.2.Тип сотрудничества.


























8.Личностные достижения учащегося


























Примечание:
Восьмой блок введен для того, чтобы отметить  успехи ребенка в осознанной работе над изменением собственных личностных качеств



Приложение 4                                
Памятка для анализа текстового источника:
1.Происхождение текста:
-  кто написал этот текст?
-  когда был написан текст?
-  какого типа этот текст? (письмо, дневник, официальный документ и т.д.)
-  это полный текст или отрывок? (Если это отрывок, то кто его подготовил? Чем руководствовался человек, выбиравший отрывок?)
-  оригинальный текст или перевод?
2.Содержание текста
-  о чем говорится в тексте?
-  на какие части делится текст? (можно предложить свои названия для основных частей текста)
-  какие слова, имена, самые важные события можно назвать опорными (самыми важными) для его понимания?
-  все ли слова, имена и события в тексте известны, понятны? Где можно найти уточняющую информацию?
3.Насколько достоверна информация, содержащаяся в тексте?
-  является ли автор текста непосредственным свидетелем описываемых им событий или же "опосредованным", т. e. пересказывающим то, что он сам не видел?
-  является ли автор текста современником описываемых событий или он – человек другой эпохи?
-  является ли текст первичным или вторичным источником? (Первичным источником считается первый известный нам текст, вторичный источник почерпнул свою информацию из первичного или другого вторичного текста. Первичный источник может быть "опосредованным" свидетельством и часто бывает создан намного позже описываемых событий).
4.Субъективность текста.
Все тексты в той или иной мере субъективны. Автор видит события со своей собственной точки зрения. К тому же разные люди часто по-разному объясняют факты. Субъективность может быть неосознанной, однако зачастую источники пишутся с определенной целью: автор хочет добиться чего-то от кого-то или пропагандировать какие-то идеи, и т.д. Субъективность часто может быть выявлена через анализ используемых прилагательных, или же отобранных для описания событий. Для этого важно найти ответ на следующие вопросы (или рассмотреть, дает ли источник данные для ответа на них):
- были ли у автора особые намерения? Если были, то какие?
- является ли автор хорошим наблюдателем? Понимает ли он то, что видит?
- есть ли у автора особые симпатии или антипатии?
- является ли автор выразителем определенных взглядов?
- является ли данный источник единственным, описывающим это событие? Если существуют (известны ученикам, или они аргументировано предполагают их наличие) другие, то описывают ли они его также или по-другому? Если по-другому, то в чем заключается разница и как ее можно объяснить?
Использование источников для изучения мышления людей.
Важно понять, что, если источник субъективен и даже лжив, он может быть использован для решения другой задачи: тот факт, что этот текст был написан, уже важен сам по себе. Если, например, автор субъективно описывает других людей, это может свидетельствовать об отношении к этим людям его самого и ему подобных. Если автор дает осознанно искаженное описание событий, это является доказательством его желания сформировать определенное впечатление у читателя.

        
Эссе – прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и соображения, так или иначе с нею связанные.

Признаки эссе:
1.      Наличие конкретной темы или вопроса.
2.      Личностный характер восприятия проблемы и её осмысление.
3.      небольшой объем.
4.      Свободная композиция.
5.      Непринужденность повествования.
6.      Внутреннее смысловое единство.
7.      Открытость.

Алгоритм написания эссе.
      К структуре эссе жестких требований не предъявляется, но желательно следовать следующему алгоритму:
1. Начинать эссе целесообразно с четкого определения  своей позиции
2. Далее следует сформулировать главную идею своего эссе, используя специальные термины.
3. Аргументировать свою позицию по теме с опорой на исторические факты.

Критерии оценки эссе.
«5» - представлена собственная точка зрения при раскрытии проблемы, проблема раскрыта на теоретическом уровне, с корректным использованием специальных терминов, дана аргументация своего мнения с опорой на исторические факты;
«4» - представлена собственная точка зрения при раскрытии проблемы, проблема раскрыта  с корректным использованием специальных терминов (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются), дана аргументация своего мнения с опорой на исторические факты;
«3» - представлена собственная точка зрения при раскрытии проблемы, проблема раскрыта при формальном  использовании специальных терминов (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются), дана аргументация своего мнения с опорой на исторические факты без теоретического обоснования;
«2» - представлена собственная точка зрения при раскрытии проблемы, проблема раскрыта на бытовом уровне, сделана попытка аргументации своего мнения.

Алгоритм публичной защиты
1.          Подготовьтесь к публичному выступлению (имидж, репетиция перед зеркалом, проговаривание текста собеседнику).
2.          Собственно защита-презентация:
-     назовите тему;
-     представьте план своего изложения;
-     определите время изложения;
-     выскажите основную идею темы;
-     обоснуйте достоинства темы;
-     кратко изложите содержание с включением цитат;
-     выскажите собственную позицию к содержанию по теме;
-     сделайте выводы;
-     ответьте на предложенный вопрос.
Критерии оценки
«5» – выступление соответствует теме; правильно выделены идеи, обоснованы достоинства темы;  содержание раскрыто полностью, собственное мнение аргументировано, выводы доказательны; речь соответствует современным языковым нормам.
«4» – недостатки в речи; не искажающие основные идеи выступления.
«3» – изложение с нарушением последовательности. Основные идеи недостаточно аргументированы.
«2» – основные идеи не ясны. Речь сбивчивая, причинно-следственные связи нарушены.
Рекомендации для публичного выступления
-     Для хорошего выступления самое главное  - ощущение контакта с аудиторией.
-     Чтобы казаться естественным. Оратор должен. Выступая перед слушателями, затрачивать больше энергии, чем когда он говорит с одним человеком.
-     Акцентируйте внимание на важных словах во фразе.
-     Меняйте тон голоса и темп речи в зависимости от содержания выступления.
-     Делайте паузы до и после важных мыслей, которые вы хотите подчеркнуть.
-     Вкладывайте душу в свое выступление. Хорошее выступление – это. Прежде всего, разговорный тон и непосредственность.
-     Любой человек может произносить речь, если перед этим хорошо проработано ее содержание.
-     Многие факторы влияют на позитивное выступление, например – выступающий смотрит поверх голов слушателей или в пол. Такое поведение убивает доверительную беседу и в целом публичное выступление.





Комментариев нет:

Отправить комментарий